Экологическое воспитание дошкольников

Не так давно, придя за дочерью в детский сад в неурочное время, застала детей за игрой. Забирать дочь в самый разгар игры не хотелось, и я просто слушала, что там происходит, стоя за дверью.

В это время дети хором декламировали: «И суп овощной оказался не плох». Все радостно захлопали в ладоши, а педагог поблагодарила овощи за то, что суп с ними получился такой вкусный.

Оказалось, что я попала на самый финал занятия. Мне стало интересно и, пока дочь одевалась, поговорила с воспитателем. Она рассказала, что это было одно из занятий в программе экологического воспитания дошкольников в ДОУ. Чтобы детям было интересно, она сделала его комплексным с элементами подвижной игры.  Сначала выяснили, какие овощи дети знают, находили их по картинкам. Поговорили, что можно готовить из овощей, какие из них можно кушать сырыми, а какие нужно варить. Потом перешли к тому, как растут овощи – сначала нужно посадить семена или саженцы в землю, ухаживать за ними – полоть и поливать, а осенью собирать урожай. И это дети обыграли. Часть детей взяли в руки картинки с овощами, а другая «садила» их на грядку – дети-«овощи» присели на корточки, потом «огородники» поливали их с леечек, пололи сорняки, а благодарные овощи очень хорошо росли. Пришло время убирать урожай, и «огородники» собирали «овощи» с грядки. Затем «овощи» начали спорить, кто из них самый вкусный, повторяя за педагогом стишок про овощи Ю. Тимме в переводе С. Маршака, последнюю строчку стихотворения я и услышала, будучи за дверью.

Но хозяйка решила сварить суп и отправила все овощи по очереди в кастрюлю, которую изобразили поставленными в круг стульчиками. Мне такое занятие очень понравилось, что уж говорить о дочери, всю дорогу мы разговаривали об овощах, а вечером вместе варили овощной суп.

Когда беседовала с воспитателем, она дала мне посмотреть планы следующих занятий. Одно из них было посвящено птицам, а другое животным. И тоже по программе экологического воспитания дошкольников.

Занятие с птицами строится следующим образом. Сначала педагог показывает разных птиц на картинках, дети называют, что это за птица, домашняя или нет. Дети, подражая голосам домашних птиц, озвучивают их. При показе лесных птиц, включается аудиозапись их голоса. Чтобы занятие проходило веселее и интереснее, детям предлагается помахать «крылышками», попрыгать на двух ножках, как воробушки, поклевать зернышки. Затем педагог рассказывает, какие птицы в нашей местности остаются зимовать в городе, а какие улетают в теплые края. Воспитатель рассказывает, какие птицы прилетают в город зимовать и почему. Вместе вспоминают, каких птичек видели и рассуждают, как можно им помочь перезимовать.

У этого занятия есть еще и домашнее задание. Вместе с родителями сделать кормушку для птиц и следить, чтобы в ней всегда был корм.

Тема животных разбита на три части. Первая посвящена домашним животным. Дети, отвечая на вопрос педагога, рассказывают, каких домашних животных они знают и почему их называют домашними. Какие домашние животные живут у них в доме или у родственников. Это можно сопроводить элементами игры -  дети имитируют голоса животных и показывают, как ведут себя животные – выгибают спинки как кошечки, крутят хвостиками, как собачки, скачут, как лошадки, ходят, как гусята.

Дальше воспитатель показывает картинки и вместе с ним дети отвечают на вопросы: что кушают эти животные, где они живут – в доме или в специальном помещении на улице, как за ними ухаживают, какую пользу для человека они приносят.

Следующая часть о диких животных. Педагог спрашивает, знают ли дети каких-нибудь диких животных, выясняют почему они называются дикими. Вместе ищут их на картинках, а воспитатель включает аудиозапись с голосами этих животных. Воспитатель рассказывает, в каких местах живут дикие звери – в лесу, в степи, в горах, чем питаются, в каких «домиках» они живут. Эта часть может сопровождаться показом короткого фильма или слайдов.

Отдельно педагог рассказывает, что звери, живущие на воле, это часть природы, которую надо охранять и некоторые виды животных исчезают из-за не бережного отношения человека.

Заключительная часть игровая и требует предварительной подготовки. Всем детям раздаются короткие стишки-загадки про животных. На занятии каждый ребенок рассказывает свой стишок, а остальные должны угадать, что это за зверь. Если дети не угадывают, то ребенок может показывать и озвучивать то животное, которое у него загадано.

Вот такие простые, но интересные для детей игры и занятия, проводятся в самом обычном детском саду в рамках программы экологическое воспитание дошкольников. И это только их малая часть. Польза от таких занятий несомненна – дети начинают понимать, что они тоже часть природы, поэтому к растениям и животным нужно относиться очень бережно, так как без них человеку будет плохо.

© 2011, Успеть всё. Все права защищены. Копирование любых материалов допускается с активной индексируемой ссылкой

Tags: